суббота, 18 августа 2012 г.

Интересный Верх-Нейвинский музей


Интересная история создания музея: изучая на уроках русского языка устаревшие слова по теме «Лексика», ученики и учителя стали приносить предметы крестьянского быта, вышедшие из употребления. Например, пестерь, валёк, зыбка, сундук и другое. В кратчайший срок было собрано много экспонатов. Сначала был комплексный краеведческиё музей, в котором имелись разделы: этнографический и природный. Там находилась коллекция флоры и фауны, старинные вещи и многое другое.

Всё это пребывало в небольшом кабинете, но через несколько лет администрация школы выделила отдельное помещение - деревянный дом. Сейчас там развёрнута экспозиция. В нашем музее представляется интерьер крестьянской избы и предметы к.19-н.20 веков. Из одежды и обуви можно назвать кашемировые шали и лапти. Из посуды – фаянсовая чашка, подаренная жительницей посёлка, прабабушка которой служила горничной у Н.Демидова. За хорошую работу горнозаводчик подарил ей чашку, но, к сожалению, горничная нечаянно разбила её, а затем склеила. В таком виде теперь чашка в экспозиции музея.
Имеется металлическая эмалированная кружка с символикой государства и городом коронации царя Николая II. Такие кружки бесплатно раздавали простому народу, одна из них гордость нашего музея.
 На Урале, начиная с 18 века, развивается железоделательное и чугунно- литейное производства, сначала кустарное, затем – промышленное. В нашем музее имеются различные предметы из металла: свинец, гвозди, чугунки, кочерги, фонари, вафельницы, сундуки и многое другое. До сих пор их можно увидеть в хозяйстве жителей посёлка.
Лес – достояние нашей местности. Поэтому всё, что необходимо в хозяйстве, делали из древесины: рубили избы, делали лавки, табуретки, катки из бересты, лапти и другое. Расписывали деревянные изделия и дома своеобразным рисунком. Только на Урале процветал промысел домовой росписи. В 2000 году самым красивым домом в России признал дом Кузнецова в деревне Кунара, в 40 км от посёлка. Не дом, а загляденье: выстроен без единого гвоздя, резной фасад, ворота, элементы росписи радуют глаз.
Собрана небольшая коллекция изделий каслинского литья, разработана система уроков по знакомству с этим промыслом.
Но гордостью всей экспозиции музея является прекрасная коллекция старинных самоваров, их 20 штук. Оказывается, первый самовар был не в Туле, а на Урале, в селе Нижне – Иргинское Красноуфимского района. Эти доказательства нашла ученица 8 класса Макарова Валя, в 2000 году она с этой темой выступала во Всероссийской научной конференции «Отечество» в Москве и стала лауреатом.      
   Внутренние убранства помещения традиционно делятся на четыре части – четыре угла. Самый главный угол называется – красивым (по - древнерусски – красивый). Обычно там находился большой иконостас с иконами Иисуса Христа, Богородицы, Святого Николая Чудотворца, а на Урале – Симеона Верхотурского – покровителя уральцев. Имелись в каждом доме маленькие именные иконы святого покровителя каждого члена семьи. Никогда иконы не вешались на стену, а ставились на полочки и обрамлялись вышитыми полотенцами. Перед иконами висела лампада, зажигались свечи и на столе лежали церковные книги «Псалтырь» или «Евангелие». Во время моления на образа было принято мужчинам стоять справа, а женщинам – слева. В основном мужчины и женщины выполняли домашние дела на лавках. Следуя традиции, мужчины в чужом доме садились на лавку хозяина, а женщины на лавку хозяйки. Если хозяин приглашал гостей в передний угол, значит, ему оказывалось глубокое почтение. В обыденной жизни под образами сидел глава семьи, а во время свадьбы – молодожёны. Важнейшим предметом этого угла, помимо образов, являлся обеденный стол. Крестьяне постоянно держали на нём солонцу с солью, как символ, дарующий благо жизни.
Вместе с тем символика порога определила некоторые этикетные традиции. Запрещалось здороваться через порог, разговаривать, сидеть на нём, так как от этого родные могли перестать любить или можно было заболеть. Одновременно порог был магическим местом, где совершались ритуалы, которые избавляли от недугов.
Осознание дверей нашло отражение в похоронной обрядности. Помимо дверей связь жилища с внешним миром осуществлялась через окна. Символика их также сложна. Окна – глаза дома, неспроста их могло быть на одной стороне только два. Они давали возможность наблюдать за всем, поэтому много видов украшения наличников.
В обрядах большое значение имела матица. Она находилась посередине дома, была границей двух миров людского и божьего.
Противоположный угол от Красного в доме назывался «бабий кут» или «середа». Здесь хозяйничала главная женщина в доме большуха. В этом месте была печь, а также всё, что к ней относилось. Центром дома была печь, у которой заключались договоры и давались клятвы. В подпечке было главное обиталище покровителя дома – Домового. Ставили печь на особой «Опечке» - на четырёх столбах. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку три больших чугуна – «первый» для щей, «второй» для каши, а «третий» для остальных надобностей. Весь день пыхтит печка – старается! Хлеб для всей семьи, сдобные калачи – для малых детушек. Печь избу освещает и согревает. А совсем малых ребятишек купают в печке. В печи устраивают настоящую баню. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой – и лезут в печь наперегонки детишки, каждому поплескаться охота да в печном пару погреется, потереть друг другу спинку липовой мочалкой.
Почти всё пространство избы занимает большая русская печь. Неудивительно, что она заняла почти всю площадь, ведь и в жизни обитателей дома печь имела большое место: в ней готовили пищу, на печи спали, сушили одежду. С печью было связано не только тепло и питание дома, но и здоровье. Например, заболевшего младенца засовывали в печь на лопате и, так сказать, « перепекали его заново». Печь олицетворяла «женское чрево». Во время родов отодвигали печную заслонку, как бы убирая препятствия родовым путям. Угольки, вылетевшие из очага, настаивали в воде, и пили её с целью родить так же быстро, как выпрыгнул уголёк. В печи мылись и рожали детей, а во время «невестиной бани» пар поддавали квасом или пивом. Печь совмещала в себе две стихии: огонь и землю.
Следующий угол – спальный. Он был не закреплён за одним местом в избе, а мог находиться посередине, сбоку или в другом месте. Висела зыбка, их было столько, сколько маленьких детей в доме.  Таким образом, символика избы имела большое значение. Отношение крестьянина к жилищу отражает название его частей: очелье, причелины. В народном фольклоре символика жилища зафиксирована в пословицах и поговорках.    
Ученики школы увлечёно узнают историю и культуру уральцев, работая по программе «Культура моего народа» руководитель Макарова Т. Б., учитель русского языка и литературы нашей школы, она была инициатором создания этнографического музея. Где используются материалы? На уроках по разным предметам, проводятся экскурсии для жителей посёлка и гостей. Проводятся тематические фольклорные праздники: «У самовара», «Масленица», «Рождество и святки». В городе Екатеринбурге участвуем в Областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала», «Малые Демидовские чтения» проходят ежегодно в городе Нижнем Тагиле, и там нас знают.
Успешно проходит проект «Урал – наша малая Родина» совместно с детским садом.
   Человек живёт среди людей, но и среди вещей и предметов  и вещей. Уральский мастеровой использовал всё, что под рукой, было пригодно для жизни. Практически польза этого ощутима: дёшево, просто, прочно и красиво. Но такого совершенства в обустройстве быта достиг человек, что это стало привычной нормальной жизнью. Самое главное суметь сохранить всё это для будущих поколений, не забывать свои корни. Вот в чём смысл школьного этнографического музея. Нам очень нравится наш музей, и нельзя уже представить своей плодотворной работы без него, без руководителя Макаровой Татьяны Борисовны, которая отдаёт много сил и времени, работая только на энтузиазме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели